- Предмет: Литература. Класс: 6 класс
Тема урока: «Уроки французского» – уроки жизни и доброты»
Цели урока:
- Образовательные цели:
- Обеспечить усвоение учащимися понятий: «доброта», «добро»
- Рассмотреть нравственные проблемы добра и зла; становление личности главного героя.
- Анализировать героев произведения.
- Развивающие цели:
1.Развивать навыки осмысленного чтения.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
- Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: доброта, любовь, ответственность.
- Воспитывающие цели:
1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
- Коммуникативные цели:
1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища;
2. Совершенствовать умение работать в группах
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Презентация а программе Microsoft Power Point
- Сердечки на листах
- Учебник-хрестоматия.
- Рабочая тетрадь.
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра в людях».
( Л.Н.Толстой)
Ход урока
-Добрый день, уважаемые члены жюри, здравствуйте дети.
Меня зовут Любовь Цыреновна, я учитель русского языка и литературы Шибертуйской школы. Сегодня у нас урок не простой, а конкурсный поэтому за 30 минут мы должны эффективно поработать, поэтому давайте друг другу улыбнемся и пожелаем удачи и добра! (слайд 1)
Учитель: (слайд2) Ведь человеческая добро и доброта – самое удивительное явление в мире.– Вот что сказано в толковом словаре Ожегова.(слайд2)
-Ребята, настоящая доброта…Какая она? (Ответы ребят: человек не ищет награды, бескорыстна)
I. – (слайд 3_На прошлом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина, нашего земляка, уроженца Иркутской области. Как в эти проходят траурные мероприятия: после продолжительной болезни писатель скончался. Вклад Распутина в русскую литературу огромен, по его произведениям снимают фильмы, ставят спектакли. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе. Сам писатель выделяет этот рассказ среди всех своих произведений.
-Итак, сегодня мы обратимся к самому лучшему рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
– Вам понравился рассказ?
-Давайте проанализируем название рассказа. Почему уроки? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
1 этап. Словарная работа. (слайд 4-5)
- Запишите слова-ассоциации в рабочей тетради. (школа, учебный предмет, знания, воспитание).
2 этап. Игра « насколько хорошо я знаю текст рассказа» (Класс предварительно разделен на 4 группы): (слайд 6)
- Задание - Итак, ребята, каждая группа должна придумать себе название и объяснить что это означает .(ответы)
- Разминка: Каждая команда отвечает на 2 вопроса: если какая- нибудь из команд не сможет ответить, то вопрос переходит другой команде
1 группа:
-Близ какой реки жил герой произведения? (Ангара)
- Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (3 красных яблока)
2 группа:
- Что в первой посылке учительница прислала герою? ( макароны, несколько кусков сахара и 2 гематогена)
-Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? (в 11 лет)
3 группа:
-Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение)
. -Сколько нужно было денег чтобы купить молоко герою? ( рубль за баночку)
4 группа:
. -Как звали главного игрока на деньги? (Владик)
- Почему он вынужден был пить молоко? (болел, кружилась голова, малокровие)
Учитель: - Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни).
3 этап:-
(слайд 7) Это была разминка, а теперь ответим на более сложные вопросы, проверим, чья команда лучше знает текст и быстрее ответит: (командам раздаем вопросы, дети обсуждают и отвечают)
- Какие факты и детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
- Какие испытания ожидали мальчика вдали от дома?
-Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»
- Почему наш герой не убежал домой в деревню?
- Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги?
- Счастлив ли герой, получая деньги таким образом?
- Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий?
- Как сама учительница объясняет своему ученику, для чего его выбрала?- Когда герой сам понял смысл игры?
- за что уволил Лидию Михайловну директор школы?
4 этап. Литературоведческая работа
Учитель: Почему в тексте автор расположил рядом описание героя и учительницы? Как называется этот литературный прием?
В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы, он использовал антитезу.
Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г. Распутина – антитеза.
Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.
5 этап: Давайте попробуем найти героев, олицетворяющих ДОБРО и ЗЛО. (Заполняется после обсуждения) (слайды 9-10).
- Ребята, давайте обсудим, так на какой же стороне Лидия Михайловна?(учительница а играет на деньги!)
- наш герой? (играет на деньги, хотя знает, что за это его исключат из школы, дерется)
- тетя Надя- добрая? (приютила чужого мальчишку, но не присматривает за ним)
Представитель Добра |
Представитель Зла |
|
|
|
|
д. Ваня) |
|
-Итак, ребята, мы пришли к выводу, что в рассказе отражена извечная борьба добра и зла, Именно в этом возрасте, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Вашему ровеснику- герою рассказа очень повезло, что в его жизни была Лидия Сергеевна.
Рефлексия:
-Мы с вами, ребята проанализировали произведение, многое поняли и оценили. Давайте применим ваши знания на практике.
Перед вами чистый лист бумаги – представим, что это человек, который только что родился. Давайте поможем ему обрести человеческие качества, с которыми мы сегодня познакомились. У вас на столах сердечки. Напишите на них слова, наполните их своим теплом и добротой и наклейте на лист. (ученики приклеивают сердечки на белый лист).
- Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец.
А итог нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро возвращается добром.
В.Г. Распутин
Д/з: Предлагаю 2 варианта выполнения домашнего задания
- напишите сочинение- миниатюру по рассказу
- напишите сочинение о вашем добром поступке в жизни
Итоги: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Сегодня я узнал …
Меня удивило …
Было интересно …
Я порадовался за …
Я понял, что …
Я научился …
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
ЧИТАЮЩАЯ, ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Конкурс читающих семей
Музыкальное вступление.
Ведущий: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и
сообразительность. Итак, мы начинаем конкурс «Читающая, дружная семья». Приветствуем участников!
Представление семейных команд — «Визитная карточка». Семьи представляют сами себя.
Ведущий: Чтоб страна была сильна, Надо ...
Чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны?
Дети: Да!
Ведущий: Чтоб страна была сильна, Надо ...
Чтобы сыты были я, ты, он, она! Вы со мной согласны?
Дети: Да!
Ведущий: Чтоб страна была умна, Надо ...
Чтоб в семье читали книги! Вы со мной согласны?
Дети: Да!
Представление жюри. За каждый верный ответ в ходе игры команды получают по 1 баллу.
1 конкурс «РАЗМИНКА».
Задание - за одну минуту ответить на большее количество вопросов.
Вопросы первой команде:
- Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
- Как называлась газета, которую выпускал В.Бианки? («Лесная газета»)
3. В названии какой птицы сорок гласных
букв? (Сорока)
- Самая первая Обувь малыша? (Пинетки)
- Какие дрова самые жаркие? (Дубовые, березовые)
- Какая рыба называется именем человека? (Карп)
- Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
- Самый маленький палец руки (Мизинец)
- Модель Земли (Глобус)
- Что вытаскивали дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репку)
- Какие города носят названия рыб? (Судак, Калуга)
- Что растёт на ёлке? (Шишки да иголки)
- Последний день недели? (Воскресенье)
14. Лучшее лекарство для Карлсона? (Варенье)
15. Начинка для мясного пирога? (Фарш)
Вопросы второй команде:
1. Что растет со шляпкой? (Гриб)
- Самая длинная параллель земного шара. (Экватор)
- Первый в мире лётчик-космонавт (Ю.Гагарин)
- Что выманивала Лиса у Вороны в басне И.Крылова? (Сыр)
5. Сколько нулей в числе сто? (Два)
6. Какие цветы носят человеческие имена?
(Роза, василёк, Иван-да-марья)
7. Как называются крестьянские сани, на
которых в песенке про ёлочку мужичок вёз дрова?
(Дровни)
8. Наивысшая оценка в школе? Отлично)
9. Автор сказки «Колобок» (Русская народная сказка)
10. У каких деревьев осенью листья
краснеют? (У клёна, рябины, осины)
- Цветок, похожий на ежа. (Кактус)
- В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
13. Сумчатое животное, живущее в
Австралии. (Кенгуру)
14. Какая птица носит название танца? (Чечётка)
15. Русский полководец, взявший Измаил. (А. Суворов)
2 конкурс «СКАЗОЧНАЯ ГОСТИНАЯ».
Задание — узнать сказку, о которой идёт речь в загадке. Ведущий читает каждой семье по три задания. Если команда не знает ответа на свой вопрос', то может ответить другая. Можно предоставить право отвечать самому младшему члену семьи, а старшие будут помогать.
1. А дорога далека,
А корзинка нелегка.
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. («Машенька и медведь»)
- Ах ты, Петя - простота
Сплоховал немножко.
Не послушал ты кота.
Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
4. Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл
Угадайте без подсказки,
Из какой он сказки? («Колобок»)
- Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)
6. Отворили дверь козлята ...
И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)
3 конкурс «КТО ЗДЕСЬ БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ?»
Для конкурса нужны предметы или их
изображения. Ведущий показывает командам
предмет-загадку. Задание — назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается.
Предметы загадки:
- Азбука. (А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
- Веретено. (Ш.Перро «Спящая красавица»)
- Короб. (Русская народная сказка «Машенька и медведь»)
- Красная шапочка. (Ш.Перро «Красная шапочка»)
- Горошина. (Г.-Х.Андерсен «Принцесса на горошине», «Пятеро из одного стручка»)
- Туфелька. (Ш.Перро «Золушка»)
- Монетка. (К.Чуковский Муха-Цокотуха», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
- Сапог. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)
- Горшочек. (Братья Гримм «Горшочек каши)
- Верёвка (А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
- Воздушный шарик.. (А.Милн «Винни-Пух и все, все, все»)
- Банка с вареньем. (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
4 конкурс «СКАЗОЧНЫЙ АЛФАВИТ»
Каждой семье дается лист бумаги с написанным алфавитом. Задание - вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита. А чтобы болельщики не скучали, им тоже можно дать это же задание (письменно). Если команда не смогла вспомнить персонажа на какую-либо букву, а болельщики назвали его, то болельщики награждаются, а со счёта команды списывается 1 балл.
Примеры'.
А - Алёнушка, Айболит, Алиса
Б - Буратино, Базилио
В - Винни-Пух, Василиса Премудрая
Г - Герда, крокодил Гена, Гулливер
Д - Дюймовочка, Дядя Фёдор
Е - Емеля. Елена Прекрасная, Елисей
Ж - Жучка
3 - Золушка
И - Иванушка
К - Колобок, Кай
Л - лягушка-путешественница
М - Маугли, Машенька
Н - Незнайка
О - Оловянный солдатик, Оле-Лукойе
П - Пятачок
Р - Рики-Тики-Тави, Рики с хохолком
С - Салтан, Суок, дядя Стёпа
Т - Сом Сойер, тараканище
У - Урфин Джюс
Ф - Финист, Федора
Х- Хаврошечка,Хоттабыч
Ц - Царевна-лягушка
4 - Чиполлино, Черномор
Ш - Шапокляк
Щ-щука
Э - Элли, эльфы
Я - Баба яга
5 конкурс «СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ».
Ведущий читает вопросы, отвечает та команда, которая вперед поднимет руку. За каждый правильный ответ — / балл.
- Сестра Иванушки (Аленушка)
- Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
- Родственница Деда мороза? (Снегурочка)
- У медведя - берлога, а у лисы...? (нора)
* Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам... (урок)
* Огнедышащий змей (дракон)
* Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях (сказка)
- На ней летает Баба Яга (метла)
- Русская народная сказка, по которой снял свой фильм А.Роу? (Морозко)
* Он выгнал лису из заячьей лубяной избушки (петух)
* В сказках её часто называют Патрикеевной (лиса)
- Время года, с которым не знаком Дед Мороз (лето)
- Кем приходилась Золушка своей мачехе? (падчерицей)
* Человек, находящийся в услужении у другого (слуга)
* Хозяйка двух веселых гусей (Бабуся)
* Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек («Теремок»)
* Брат Алёнушки, превратившийся в козлёночка (Иванушка)
* В сказках его всегда побеждает добро (зло)
* Лицо при дворе государя или в домах
вельмож, бояр, обязанностью которого являлось
развлечение хозяев и их гостей (шут)
* К чему обычно приводит встреча
положительных персонажей с отрицательными,
добра со злом? (к битве)
- Транспорт Бабы Яги (ступа)
- Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
- Худой и злой старик из русских народных сказок (кощей Бессмертный)
- Любимый корм коня (овёс)
- Как звали собаку из сказки «Волшебное кольцо»? (Журка)
- Тут и сказке..., а кто слушал - молодец (конец)
- Долгополая меховая шуба, шкурой наружу, предок дубленки (тулуп)
* Как называют большой круглый хлеб в
русских народных сказках и песнях (каравай)
* Большое угощение в старину (пир)
* Назовите сказку, из которой взяты эти
слова: «... пойдем-ка и разгуляемся на старости
лет, слепим и мы снежную бабу...» («Снегурочка»)
- Назовите девочку, которую баюкали такими словами: «... спи, глазок, спи, другой!» (двуглазка)
- «... А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки? (сестрой)
- Назовите героиню сказки, у которой есть всё, чего душа желает, а она никогда не улыбается, никогда не смеётся, ничему не радуется. (Несмеяна)
- Назовите имя мальчики, который напился из следа от козьего копытца (Иванушка)
- У какого героя сказки смерть находится в игле, игла - в яйце, яйцо - в утке и т.д. (Кощей)
- Имя девочки, которую «... тяжел камень, на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желты пески на грудь легли...» (Аленушка)
- «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне - передом!» Кто хозяин избушки? (Баба Яга)
- Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (царевна)
- Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». (Колобок)
- Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)
- Какого цвета был цветок, который просила привезти из-за моря дочь купца? (Аленький)
- Сказка «Иван-царевич и .. .волк » (серый)
- В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)
- Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?» («Морозко»)
* В русских сказках её называют, и
Премудрой и Прекрасной. (Василиса)
* Имя героя, которому помогла лисица. «...Отпусти меня! Я тебе великое добро доспею, сделаю тебя ... Скоробогатым». (Кузьма)
- «... Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка ...». Назовите сказку. (Хаврошечка)
- Конь из русской народной сказки. (Сивка-Бурка)
6 конкурс «ПРОДОЛЖИ
СТИХОТВОРЕНИЕ».
Ведущий начинает читать стихотворение, а семья должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название.
1. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Жил-был поп,
Толоконный лоб...
(Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.)
2. С.А.Есенин «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном ...
(Принакрылась снегом,
Точно серебром.)
3. А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало...»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
(Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась)
4. С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный».
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать...
(Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.) .
5 Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел...
(Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.) .
6. К.И. Чуковский «Тараканище».
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот...
(Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.)
7 конкурс «УЗНАЙ ГЕРОЯ».
Герои спрятались, найдите их. Ведущий читает рассказ героя о себе. Семья должна назвать персонажа, автора и название произведения.
1. Это было тогда, когда на наших окнах
цвели красивые розы. Мы жили дружно, но
однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я стал видеть всё злым и безобразным. (Кай .Г. Х.Андерсен «Снежная королева)
2. Однажды мне пришлось воспитывать
одного мальчика. Он был такой невоспитанный. Он сидел, подогнув под себя ногу. Кофе он пил прямо из кофейника. В вазу с вареньем залезал прямо руками. Конечно, я запретила ему так себя вести.
! |
И к тому же этот мальчик не умел считать. В чернильницу он залез носом и поставил в тетради кляксу. Пришлось его наказать. (Малъвина А. Толстой «Золотой ключик»)
3. Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку - настоящего друга. А родители были против. Но однажды у меня всё-таки появился друг: в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, он любит варенье, плюшки, живёт на крыше. (Малыш. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»)
4. С моим названным братом случилась беда. Чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. По дороге я встретила, мудрую женщину, учёного ворона, принца, маленькую разбойницу, и все они помогали мне. Мне было трудно, иногда даже угрожала опасность, но я нашло своего брата. (Герда. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)
5. Сначала я жил на мельнице без хлопот. Затем мне пришлось помогать молодому хозяину: ловить кроликов и преподносить их в дар королю от маркиза Карабаса. Я устроил так, чтобы молодой хозяин женился на принцессе. Ох, и трудно же было перехитрить людоеда!(Кот в сапогах. Ш.Перро «Кот в сапогах».)
6. Я рос десять или одиннадцать лет вместе с
волчатами. Назвали меня Лягушонком. Когда я
вырос, то вместе со своими друзьями Багирой, Каа,
Балу сражался с рыжими собаками, пчёлами,
бандерлогами. Но главный мой враг - Шер-Хан.
Его я мог победить при помощи огненного цветка.
(Маугли. Р.Киплинг «Маугли»)
8 конкурс «СОЧИНИ СКАЗКУ».
За два-три дня до проведения мероприятия семьям предлагаются несколько ключевых слов: заяц, ручей, март, торт, - используя которые нужно сочинить небольшую сказку. Семьи зачитывают свои произведения. (Можно заранее дать то же задание и болельщикам, наградить победителя.)
9 конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ».
Задание - вспомнить и исполнить песни (отрывки из кинофильмов. Кто больше?)
4
(Викторина по пьесам «Гроза»,«Бесприданница», «Снегурочка»)
Викторина состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут только трое. Финальное состязание определит только одного победителя.
За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать дополнительный агон.
Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:
1)красная дорожка- самый короткий путь к победе, так как участник должен ответить всего лишь на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску- он не имеет права на ошибку;
2)на желтой дорожке участника викторины ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;
3)зеленая дорожка длиннее предыдущих- ведущий задает агонисту четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.
Судит состязание высокий ареопаг. Далее