Пятница, 03.29.2024, 12:48 PM
Тема урока: «Уроки французского» – уроки жизни и доброты» Цели урока:
1.Развивать навыки осмысленного чтения. 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки 2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища; 2. Совершенствовать умение работать в группах Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». ( Л.Н.Толстой) Ход урока -Добрый день, уважаемые члены жюри, здравствуйте дети. Меня зовут Любовь Цыреновна, я учитель русского языка и литературы Шибертуйской школы. Сегодня у нас урок не простой, а конкурсный поэтому за 30 минут мы должны эффективно поработать, поэтому давайте друг другу улыбнемся и пожелаем удачи и добра! (слайд 1) Учитель: (слайд2) Ведь человеческая добро и доброта – самое удивительное явление в мире.– Вот что сказано в толковом словаре Ожегова.(слайд2) -Ребята, настоящая доброта…Какая она? (Ответы ребят: человек не ищет награды, бескорыстна) -Итак, сегодня мы обратимся к самому лучшему рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского». – Вам понравился рассказ? 1 этап. Словарная работа. (слайд 4-5) - Запишите слова-ассоциации в рабочей тетради. (школа, учебный предмет, знания, воспитание). 2 этап. Игра « насколько хорошо я знаю текст рассказа» (Класс предварительно разделен на 4 группы): (слайд 6)
1 группа: -Близ какой реки жил герой произведения? (Ангара) - Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (3 красных яблока) 2 группа: - Что в первой посылке учительница прислала герою? ( макароны, несколько кусков сахара и 2 гематогена) -Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? (в 11 лет) 3 группа: -Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение) . -Сколько нужно было денег чтобы купить молоко герою? ( рубль за баночку) 4 группа: . -Как звали главного игрока на деньги? (Владик) - Почему он вынужден был пить молоко? (болел, кружилась голова, малокровие) Учитель: - Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни). 3 этап:- (слайд 7) Это была разминка, а теперь ответим на более сложные вопросы, проверим, чья команда лучше знает текст и быстрее ответит: (командам раздаем вопросы, дети обсуждают и отвечают) - Какие факты и детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени? - Какие испытания ожидали мальчика вдали от дома? -Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» - Почему наш герой не убежал домой в деревню? - Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги? - Счастлив ли герой, получая деньги таким образом? - Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? - Как сама учительница объясняет своему ученику, для чего его выбрала?- Когда герой сам понял смысл игры? - за что уволил Лидию Михайловну директор школы? 4 этап. Литературоведческая работа Учитель: Почему в тексте автор расположил рядом описание героя и учительницы? Как называется этот литературный прием? В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы, он использовал антитезу. Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г. Распутина – антитеза. Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием. 5 этап: Давайте попробуем найти героев, олицетворяющих ДОБРО и ЗЛО. (Заполняется после обсуждения) (слайды 9-10). - Ребята, давайте обсудим, так на какой же стороне Лидия Михайловна?(учительница а играет на деньги!) - наш герой? (играет на деньги, хотя знает, что за это его исключат из школы, дерется) - тетя Надя- добрая? (приютила чужого мальчишку, но не присматривает за ним)
-Итак, ребята, мы пришли к выводу, что в рассказе отражена извечная борьба добра и зла, Именно в этом возрасте, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Вашему ровеснику- герою рассказа очень повезло, что в его жизни была Лидия Сергеевна. Рефлексия: -Мы с вами, ребята проанализировали произведение, многое поняли и оценили. Давайте применим ваши знания на практике. Перед вами чистый лист бумаги – представим, что это человек, который только что родился. Давайте поможем ему обрести человеческие качества, с которыми мы сегодня познакомились. У вас на столах сердечки. Напишите на них слова, наполните их своим теплом и добротой и наклейте на лист. (ученики приклеивают сердечки на белый лист). - Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец. А итог нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. В.Г. Распутин
Д/з: Предлагаю 2 варианта выполнения домашнего задания
Итоги: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Сегодня я узнал … Меня удивило … Было интересно … Я порадовался за … Я понял, что … Я научился … У меня получилось… Я смог… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
ЧИТАЮЩАЯ, ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Конкурс читающих семей Музыкальное вступление. Ведущий: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы проверить вашу эрудицию и сообразительность. Итак, мы начинаем конкурс «Читающая, дружная семья». Приветствуем участников!
Представление семейных команд — «Визитная карточка». Семьи представляют сами себя. Ведущий: Чтоб страна была сильна, Надо ... Чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Дети: Да! Ведущий: Чтоб страна была сильна, Надо ... Чтобы сыты были я, ты, он, она! Вы со мной согласны? Дети: Да! Ведущий: Чтоб страна была умна, Надо ... Чтоб в семье читали книги! Вы со мной согласны? Дети: Да! Представление жюри. За каждый верный ответ в ходе игры команды получают по 1 баллу. 1 конкурс «РАЗМИНКА». Задание - за одну минуту ответить на большее количество вопросов. Вопросы первой команде:
3. В названии какой птицы сорок гласных
14. Лучшее лекарство для Карлсона? (Варенье) 15. Начинка для мясного пирога? (Фарш) Вопросы второй команде: 1. Что растет со шляпкой? (Гриб)
5. Сколько нулей в числе сто? (Два) 6. Какие цветы носят человеческие имена? 7. Как называются крестьянские сани, на 8. Наивысшая оценка в школе? Отлично) 9. Автор сказки «Колобок» (Русская народная сказка) 10. У каких деревьев осенью листья
13. Сумчатое животное, живущее в 14. Какая птица носит название танца? (Чечётка) 15. Русский полководец, взявший Измаил. (А. Суворов)
2 конкурс «СКАЗОЧНАЯ ГОСТИНАЯ». Задание — узнать сказку, о которой идёт речь в загадке. Ведущий читает каждой семье по три задания. Если команда не знает ответа на свой вопрос', то может ответить другая. Можно предоставить право отвечать самому младшему члену семьи, а старшие будут помогать. 1. А дорога далека, А корзинка нелегка. Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. («Машенька и медведь»)
Сплоховал немножко. Не послушал ты кота. Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок)
Где воды напиться? Очень вкусная вода В яме от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») 4. Он от бабушки ушёл, Он от дедушки ушёл Угадайте без подсказки, Из какой он сказки? («Колобок»)
Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. («Снегурочка») 6. Отворили дверь козлята ... И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)
3 конкурс «КТО ЗДЕСЬ БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ?» Для конкурса нужны предметы или их предмет-загадку. Задание — назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается. Предметы загадки:
4 конкурс «СКАЗОЧНЫЙ АЛФАВИТ» Каждой семье дается лист бумаги с написанным алфавитом. Задание - вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита. А чтобы болельщики не скучали, им тоже можно дать это же задание (письменно). Если команда не смогла вспомнить персонажа на какую-либо букву, а болельщики назвали его, то болельщики награждаются, а со счёта команды списывается 1 балл. Примеры'. А - Алёнушка, Айболит, Алиса Б - Буратино, Базилио В - Винни-Пух, Василиса Премудрая Г - Герда, крокодил Гена, Гулливер Д - Дюймовочка, Дядя Фёдор Е - Емеля. Елена Прекрасная, Елисей Ж - Жучка 3 - Золушка И - Иванушка К - Колобок, Кай Л - лягушка-путешественница М - Маугли, Машенька Н - Незнайка О - Оловянный солдатик, Оле-Лукойе П - Пятачок Р - Рики-Тики-Тави, Рики с хохолком С - Салтан, Суок, дядя Стёпа Т - Сом Сойер, тараканище У - Урфин Джюс Ф - Финист, Федора Х- Хаврошечка,Хоттабыч Ц - Царевна-лягушка 4 - Чиполлино, Черномор Э - Элли, эльфы Я - Баба яга
5 конкурс «СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ». Ведущий читает вопросы, отвечает та команда, которая вперед поднимет руку. За каждый правильный ответ — / балл.
* Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам... (урок) * Огнедышащий змей (дракон) * Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях (сказка)
* Он выгнал лису из заячьей лубяной избушки (петух) * В сказках её часто называют Патрикеевной (лиса)
* Человек, находящийся в услужении у другого (слуга) * Хозяйка двух веселых гусей (Бабуся) * Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек («Теремок») * Брат Алёнушки, превратившийся в козлёночка (Иванушка) * В сказках его всегда побеждает добро (зло) * Лицо при дворе государя или в домах * К чему обычно приводит встреча
* Как называют большой круглый хлеб в * Большое угощение в старину (пир) * Назовите сказку, из которой взяты эти
* В русских сказках её называют, и * Имя героя, которому помогла лисица. «...Отпусти меня! Я тебе великое добро доспею, сделаю тебя ... Скоробогатым». (Кузьма)
6 конкурс «ПРОДОЛЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ». Ведущий начинает читать стихотворение, а семья должна продолжить его (несколько строк), вспомнить автора и название. 1. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Жил-был поп, Толоконный лоб... (Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару.) 2. С.А.Есенин «Берёза». Под моим окном ... (Принакрылась снегом, Точно серебром.) 3. А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало...» Уж реже солнышко блистало... (Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажилась) 4. С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный». Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать... (Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки.) . 5 Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел... (Был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.) . 6. К.И. Чуковский «Тараканище». Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот... (Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике.)
7 конкурс «УЗНАЙ ГЕРОЯ». Герои спрятались, найдите их. Ведущий читает рассказ героя о себе. Семья должна назвать персонажа, автора и название произведения. 1. Это было тогда, когда на наших окнах 2. Однажды мне пришлось воспитывать
И к тому же этот мальчик не умел считать. В чернильницу он залез носом и поставил в тетради кляксу. Пришлось его наказать. (Малъвина А. Толстой «Золотой ключик») 3. Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку - настоящего друга. А родители были против. Но однажды у меня всё-таки появился друг: в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, он любит варенье, плюшки, живёт на крыше. (Малыш. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон») 4. С моим названным братом случилась беда. Чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. По дороге я встретила, мудрую женщину, учёного ворона, принца, маленькую разбойницу, и все они помогали мне. Мне было трудно, иногда даже угрожала опасность, но я нашло своего брата. (Герда. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева») 5. Сначала я жил на мельнице без хлопот. Затем мне пришлось помогать молодому хозяину: ловить кроликов и преподносить их в дар королю от маркиза Карабаса. Я устроил так, чтобы молодой хозяин женился на принцессе. Ох, и трудно же было перехитрить людоеда!(Кот в сапогах. Ш.Перро «Кот в сапогах».) 6. Я рос десять или одиннадцать лет вместе с
8 конкурс «СОЧИНИ СКАЗКУ». За два-три дня до проведения мероприятия семьям предлагаются несколько ключевых слов: заяц, ручей, март, торт, - используя которые нужно сочинить небольшую сказку. Семьи зачитывают свои произведения. (Можно заранее дать то же задание и болельщикам, наградить победителя.)
9 конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ». Задание - вспомнить и исполнить песни (отрывки из кинофильмов. Кто больше?)
(Викторина по пьесам «Гроза»,«Бесприданница», «Снегурочка») Викторина состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут только трое. Финальное состязание определит только одного победителя. За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать дополнительный агон. Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее: 1)красная дорожка- самый короткий путь к победе, так как участник должен ответить всего лишь на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску- он не имеет права на ошибку; 2)на желтой дорожке участника викторины ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе; 3)зеленая дорожка длиннее предыдущих- ведущий задает агонисту четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды. Судит состязание высокий ареопаг. Далее
|
Меню сайтаПоискАрхив записейМини-чатСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |