Сайт учителя русского языка и литературы
          ОЧИРОВОЙ ЛЮБОВИ ЦЫРЕНОВНЫ

Пятница, 03.29.2024, 6:35 PM

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | К профессиональному конкурсу "Учитель года 2015 " | Регистрация | Вход

Моя педагогическая философия

Эссе

«Я - УЧИТЕЛЬ»

По точному замечанию поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.

Кем быть? Какой путь выбрать? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Для меня этот путь был тернистым: мне хотелось стать врачом, как и многим в нашем роду. Проучившись два года в медицинском институте, я поняла, что это не мое. Моя тетя, Гундуева Валентина Гундуевна, всегда говорила, что я должна стать учителем, что это мое призвание.

А я всегда помнила о человеке, который оставил в моей жизни неизгладимый след. Для меня таким человеком стала учитель русского языка и литературы  - Анна Бальжинимаевна Самандуева. Ёе уроки запомнились мне на всю жизнь. На уроках литературы мне  было очень интересно, вместе с героями произведений мы оказывались в Волшебной стране «Поэзии» и «Прозы», вместе с ними  радовались и огорчались, учились чувствовать и сочувствовать. Анна Бальжинимаевна - учитель от Бога, добрая и понимающая, знающая и мудрая, способная понять и простить, помочь поверить в свои силы,  она увлекла меня своим предметом.

И  вот уже 24 года      я работаю в школе, продолжаю дело своего любимого педагога – учу детей русскому языку и литературе.

Я – учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Ведь, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.

Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с  урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.

В жизни каждого учителя бывают моменты, когда очередной педагогический успех или успех учеников дает силы, хочется работать и творить ещё, делиться всем, что знаешь, дарить частичку себя. Бывают минуты, когда опускаются руки и, кажется, что всё, все мои возможности исчерпаны. Но, придя в школу и увидев глаза моих учеников, я понимаю,  что нужна им, что нужно работать над собой и искать  новые пути и подходы в работе с ними.

 А теперь попробуем осмыслить позицию «Я – учитель» глазами родителей. Что он ждёт от меня? Мой опыт показывает, что часто встречается позиция потребителя: «Вот вам мой ребёнок, и дайте мне готовый результат на выходе из школы». Но есть и много родителей с активной позицией, их немного, но они есть. Очень важно работать в содружестве с родителями, постараться наладить контакт с каждым из них.

Так  каким же все-таки должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века –  огромная ответственность и нелёгкий труд. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы. Деятельность учителя – это всякий раз проникновение во внутренний мир растущего человека. Я  всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не сломать неокрепший росток детской души, потому что никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.  Быть учителем трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

    Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать  море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний»  (В. А. Сухомлинский).  Я стараюсь  всегда помнить о том, что главным для детей должны стать мои личностные качества как педагога, мои знания и жизненный опыт. Поэтому я, как современный учитель,  не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников. Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учитель – вечный Ученик. И я учусь. Учусь у известных педагогов, учусь у своих коллег.  Постоянно нахожусь в поисках смыслов и ценностей своей деятельности, принимаю  активное участие в разработке и внедрении  инновационных моделей образовательной системы, успешно использую современные педагогические технологии на уроках.

А успех педагогической деятельности, заключается в соблюдении этических принципов, ведь именно этическая культура педагога темпераментом, быть примером для детей.

Нравится ли мне моя профессия? Сказать просто «ДА» - мало! Говорят, что учитель – не профессия, а образ жизни. Моя жизнь - учительство. И получаю  я  удовольствие от жизни, потому что получаю удовольствие от того, чем занимаюсь каждый день, каждый час, каждую минуту.

Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы и грамоты, не благодарности руководства, а слова, что конце урока вдруг услышу: «Спасибо Вам!»

 

 Методический семинар 

Пояснительная записка

Современные технологии в работе с одарёнными детьми

 

 

В целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт.

На сегодняшний день в нашей школе принята основная образовательная программа, компонентом которой является работа с одаренными детьми. Образовательный процесс и его направления корректировались в соответствии с потребностями детей данной категории в сторону расширения, усложнения, систематизации.

Именно на таких детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества.

К сожалению, до сих пор среди некоторых учителей бытует мнение, что одарённый ребенок не нуждается в помощи. Большинство педагогов строят свою работу ориентируясь именно на среднего ученика, а на одарённых часто не хватает времени.

Поэтому целью моей работы «Современные технологии в работе с одарёнными детьми» является: создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

  • на основе анализа научной, научно-методической, психолого-педагогической и учебной литературы изучить состояние проблемы организации работы с одаренными детьми;
  •   реализовать на практике технологию работы с одаренными детьми на уроках разных типов; 
  •   определить оптимальную систему оценивания работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время;

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода.

Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми (слайд 3):

  1. отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  2. функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  3. ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности (слайд 7):

•принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для полного раскрытия таланта ребенка, я бы выделила следующие способы развития одарённости на уроке (слайд 8):

  • делегирование части преподавательских полномочий одарённым детям;
  • подготовка дополнительной информации по теме из  различных источников;
  • нахождение скрытой зависимости и связи.

Для успешной работы с одарёнными детьми, на уроке проводится следующая деятельность учащихся (слайд 9):

  • построение гипотез;
  • составление творческих заданий разного типа;
  • работа в роли руководителя группы или эксперта;
  • интегрирование и синтез информации (таблицы, схемы);
  • формулировка выводов учащимися.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу уточнить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Одаренные дети обучаются в классах вместе с другими учащимися. Это позволяет  создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. В своей работе я использую следующие формы работы с одарёнными детьми (слайд 10):

  • олимпиады по предметам;
  • научно-практические конференции;
  • выступления и доклады;
  • активная внеклассная работа;
  • предметные недели;
  • вечера, конкурсы, КВНы, викторины, аукционы, ролевые игры.

В работе с одаренными детьми я стараюсь использовать современные педагогические технологии (слайд 11). Наиболее эффективными являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода.  Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В своей работе я использую  следующие методы обучения.

Проблемно-диалогический метод обучения.

Проблемное обучение-это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно  сделать подробный вывод по уроку.

Исследовательские и проектные методы обучения.

Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Проект позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках и литературы. Использование этого метода позволяет достичь высоких результатов в различных НПК (сдлайд13).

Технология развития критического мышления.

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами,работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Мною эта технология используется на таких уроках, как «Язык и речь», «Словосочетания и его типы», а также на уроках литературы по изучению жизни и творчеству писателей, в литературоведческой работе (слайд 14).

ИК-технологии (ЭОР)

Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. Информационный потенциал нашей школы позволяет использовать информационные технологии разными способами(слайд 15).

  • использование компьютера при подготовке и проведении уроков; 
  • использование электронных учебников; 
  • использование ресурсов сети Интернет; 

Технология продуктивного чтения

При применении этой технологии ученики  учатся самостоятельно понимать текст. Средство – приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология универсальна для уроков литературы. Например, ученики, работая в группе, делают сравнительный анализ произведений искусства об осени: пьесу П.И.Чайковского «Октябрь», картину И.И.Левитана «Золотая осень» и отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» (слайд 16).

Наиболее важны, на мой взгляд, умения, которые формируются у детей: умение самостоятельно определять цели обучения, планировать пути  их достижения; самостоятельно организовать работу  в группе; умение активно использовать  речевые средства и средства ИКТ. Результаты диагностики в классах, где активно применяются эти технология, значительно выше, чем у учащихся других классов. (Слайд 18). А это и есть метапредметные результаты.

            Не менее важны личностные результаты. Из  высказываний детей,  мы понимаем, что они дорожат коллективом, в котором учатся, открыты для общения с одноклассниками, с удовольствием занимаются  во внеурочное время. Наблюдая за учащимися, можно сделать выводы о высокой мотивации детей к обучению, ответственности, требовательности к себе. (Слайд 17-18).

В заключение хотелось бы отметить, что работа учителя с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей  личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Презентация

 

 

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0