Советы: "Как писать сочинение"
Основные правила работы над сочинением
Возможно, кто-то пробежит глазами мимо этих правил, но вряд ли тогда сдвинется с места его проблема. В невнимании к основным правилам и кроются неудачи.
1. Сочинение – жанр, отрицающий переписывание. Штудируя критическую литературу и выбирая «сочные» предложения, мы никак не обогащаем своё сочинение, а занимаемся плагиатом. Дети, безусловно, должны обращаться к так называемой «критике», но лишь для того, чтобы направить мысль в нужное русло, убедиться в том, так ли сам понял основную мысль произведения, всё ли подметил. Философия произведения чужими глазами окажет вам помощь для внутренней работы, для глубокого понимания произведения. Но мысли, впечатления, выводы и утверждения должны быть лишь одного автора – автора самого сочинения.
2. Если вы пишите сочинение по литературному произведению (а это самый распространённый вариант для школьника), произведение должно быть прочитано. И краткое содержание тут не подойдёт. Вообще, трудно объяснить, для чего вообще нужны эти издания с кратким содержанием литературных произведений. В курс школьной литературы включены только выдающиеся произведения, классика литературы, художественное и духовное наследие, достояние. И ребёнок должен это понимать. Он сам должен увидеть в романе, поэме или рассказе глубокий смысл, необычный сюжет, талантливое слово и, внимание, актуальность. Почему сегодня стоит прочесть эту книгу? Без ответа на этот вопрос, невозможно пробудить настоящий интерес к литературе.
3. Чтобы написать сочинение, нужен план. Это понимают даже те, кто великолепно преуспел в нашем деле. Но если кому-то достаточно набросать план «в уме», то для не особо преуспевших в вопросе написания сочинений всё же нужно план записать, да не забыть о пометках. В принципе, неизменными остаются три части: вступление, основная часть и заключение. Вступление предвосхищает основную часть, в нём есть место выражению ваших эмоций и чувств, вступление увлекает и «рекламирует» основную часть. Здесь часто употребляют эпиграфы, интересные высказывания, здесь задаётся общее настроение сочинения.
4. В основной части автор непосредственно раскрывает тему сочинения. Если это образ героя, то он рассматривается целостно, не оставляя «за бортом» немаловажные, для чего-то же отмеченные автором стороны, детали. Не пишите, если сами не до конца всё поняли в произведении, если сюжетная линия для вас где-то потеряна. Возможно, стоит перечитать произведение. Не бойтесь спрашивать учителя, он только одобрит ваш интерес и пытливость.
5. Если всё же вам какая-то мысль критика ну очень понравилась, то попробуйте развить её, объяснить своими словами. Потом оцените, будет ли она привязана к основной теме сочинения, к общему тексту. Но всё же лучше прибегать к цитатам. Это не только подчеркнёт вашу осведомлённость и готовность к работе, но и будет этично.
6. Нужно читать хорошие сочинения. Их образцы сейчас несложно найти в специальных пособиях, в Интернете. Прочитав не один образец, вы оцените особенности структуры сочинения, язык автора, стиль. Так или иначе, вам захочется копировать прочитанное, а это уже направит вас в нужное русло.
7. И последнее правило: не садитесь за чистый лист. Это значит, что в голове у вас уже должен быть некий образ будущего сочинения. Сложно сидеть за письменным столом и представлять, что и как я напишу. А вот, к примеру, вы идёте в магазин, выгуливаете собаку, моете посуду и ... рождаете в уме будущее сочинение. Стоит попробовать и результат вас приятно удивит.
Ну и, конечно, самое главное – слушайте учителя. От вас ведь не требуют сверхзнаний и сверхумений, а значит, всё вам по силам. Научиться писать сочинения – большой труд, который непременно пригодится в будущем; красивая, грамотная речь и умение высказывать свою точку зрения являются значимыми приобретениями в современном мире.