Сайт учителя русского языка и литературы
          ОЧИРОВОЙ ЛЮБОВИ ЦЫРЕНОВНЫ

Пятница, 03.29.2024, 2:35 PM

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Готовимся к 9 мая | Регистрация | Вход

Готовимся в конкурсу чтецов, посвященному Дню Победы

:

Уралев Евгений

Две строчки

Александр Твардовский

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

 

Юрий Левитанский

     Ну что с того, что я там был


Ну что с того, что я там был. Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат. И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет. Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед. Я в нем как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был. Я все забыл. Я все избыл.
Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней. Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.
Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был. В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл, я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне, война участвует во мне.
И пламя вечного огня горит на скулах у меня.

Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей, уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

Арина Бадмаева

Мальчик из села Поповки

Самуил Маршак

 

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Зула Цыбикжапова

Ольга Михайловна Борисова (узница концлагеря Заксенхаузен)

Завещание
Если придется расстаться мне с жизнью
В стране нелюбимой, проклятой, чужой,
В концлагере диком с порядком звериным,
Если здесь я умру молодой
И труп мой жестокие немцы подхватят,
Чтоб сжечь и развеять мой прах,
И вы, дорогие ребята,
К моим не коснетесь  устам –
Тогда  подымайтесь  и грозно и смело,
Ни жизни, ни сил не щадя,
И песню запойте про  правое дело,
В бой последний, великий идя.
Разрушьте заборы, разбейте те стены,
Что так строго, сурово сегодня стоят,
И красное знамя – знамя победы
Должны вы высоко поднять.
Под красное знамя пойдут миллионы,
Победа в борьбе решена.
Поклевана этим орлом безголовым,
Моя возродится страна.
Ребята, тогда, подводивши итоги
Наших страданий, мучений, побед,
К павшим товарищам не будьте так строги
За то, что им пришлось умереть.
Память о павших борцах сохраните,
Запомните их имена,
В песне великой о них вспомяните,
Когда запоет вся страна.

Классный час 10 класс

«Мы помним, мы верим…»

Цель: воспитать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

Оборудование : мультмедийный комплекс

Ход классного часа

Фонограмма «Дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин).

Учитель. Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны.

Лера Уралева

День Победы как он был от нас далек

Как в костре потухшем таял уголек..

Звучит первый куплет песня «День Победы» ( поет весь класс)

Фалилеев Слава:

Ну что с того, что я там был (стих Юрия Левитанского)


Ну что с того, что я там был. Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат. И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет. Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед. Я в нем как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был. Я все забыл. Я все избыл.
Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней. Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.
Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был. В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл, я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне, война участвует во мне.
И пламя вечного огня горит на скулах у меня.

Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей, уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

Учитель. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Не все вернулись с войны, но память о них живет в наших сердцах. Давайте почтим минутой молчания Память павших героев.

Минута молчания

Гатыпов Золто:  Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырех сот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после победы...

Слышится звук метронома, отсчитывающего последние секунды мирного времени. Звучит музыка песни А. Александрова «Священная война», на фоне которой Ю. Левитан (в записи) говорит за кадром.

Ю. Левитан. ...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря...

На экране - фрагменты видеофильма «Трудные дороги войны» (3 минуты). Появляется мальчик в военной форме, присаживается на пол, пишет письмо.

Боец (Конечных Андрей)

Ты прости, что письмо,

Торопясь, отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка, - дневник

И как штурман - журнал...

Вот опять начинается...

Слышишь, во мраке кромешном

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл?

Ты не знаешь, мой друг, что такое война...

Девушка в военной форме (Норбоева Валерия)

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В батальон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 43 год.

Ученик ( Дамбаев Базар)

Друг, какое нынче? Суббота?

Вот не вижу двадцать дней...

Боец. Пол голубой в воде, а воздух дымный...

Ученик. Послушай, друг...

Боец.

И все о ней. О ней...

А вот сестра, ты письма продиктуй ей!

Ученик. «Думай, что убит...»

Боец. «Живу» - я написал. Он:

Ученик. «Рыдать не надо...»

Фалилеев Слава

Стих. К. Симонова «Жди меня и вернусь»

Звучит  песня В. Соловьева-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

Учитель: к большому сожалению, в нашем поселении уже нет ни одного ветерана войны, мы пригласили на встречу ветеранов тыла и детей войны. Это Очиров Няндык Номогонович и Дамба Санжиевич Доржиев.

(Беседа с ветеранами, вручают им подарки и цветы)

Сарана Цыренова:

Плакать устали матери,

Но через толщу лет

Смотрят на нас внимательно

Ребята, которых нет!

Гатыпов Золто:

Будто склоняясь над судьбами,

Будто шагая вперед,

Нам они стали судьбами –

Ребята, которых нет!

Звучат песни о Великой Отечественной войне. Показываются кадры видеофильма «Трудные дороги войны». Затем проходит обсуждение отношения ребят к войне.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0