МБОУ Шибертуйская СОШ
Открытый классный час
«Мы все такие разные»
6 классе Классный руководитель: Очирова Л.Ц.
I. Вступительная беседа.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья»
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаг и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
-И мира тоже.
Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в классе)?
Учитель: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, какие мы? Чем мы отличаемся друг от друга? Оцените индивидуальность ваших товарищей.
- Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?
- Можете ли вы признать их достоинство?
- Скажите, возможно нравиться всем? А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями?
- Почему (разные: воспитание, характер, возраст)?
- А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)!
- А чтобы добиться этой цели, нам что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?
Учитель: Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.
Игра «Волшебная лавка»
Продавец: Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение. Но в качестве платы вы можете рассказать что-то веселое (Дети покупают необычные вещи и рассказывают веселые анекдоты).
Продавец: а теперь возьмите свои покупки и наклейте на символический рисунок Дерева толерантности.
Учитель: Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.
Учитель: Я хотела бы предложить вашему вниманию маленькую сказку. Подумайте, какой смысл заключен в этой сказке?
Звучит музыка, рассказывается сказка: «Любовь и Доброта»
Учитель: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:
Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Учитель: Подумал волшебник и сказал:
Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.
Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…
Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась.
А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы).
Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Учитель: Назовите учащихся в нашем классе, которые всегда добрые. (Ответы).
Стихотворение «Доброта»
/фотографии из посещения Дома престарелых/
Учитель: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.
Посмотрите сценку и оцените поступки героев:
Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте ».
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него ваялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках.
- А нам-то что? Он сам виноват.
Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я вес равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее.
- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину, - Что с вашей ногой?
- Я сломал ее … кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо, девушка, спасибо.
- Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал (брезгливо смотрит на мужчину).
Девушка поднялась и, приблизившись к парню, сказала:
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом!
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите. (Уходит)
- Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам!
Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете счастье!
Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявление доброты.
Учитель: Давайте подумаем и изобразим эмблему толерантности.
Защита эмблем.
Заключительное слово учителя:
Молитва о встрече:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.
Самоанализ классного часа в 6 классе «Мы все такие разные»
Цель мероприятия: показать учащимся, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. Объяснить ребятам, что нужно терпимо относиться к различиям между детьми. Сделать вывод, что нужно постоянно управлять своими эмоциями и доброжелательно относиться к окружающим.
Данное мероприятие проводилось в рамках МО классных руководителей 5-8 классов и посвящено проблеме толерантности между людьми. Для реализации поставленных целей я использовала следующие средства:
- сценки «Любовь и Доброта», «Две дороги»;
- притчу «Ладная семья»;
- презентацию «Мы все такие разные»;
- выставку детских творческих работ о толерантности;
- плакаты с пословицами о доброте, любви и дружбе;
- игру «Волшебная лавка».
Воспитывающее значение имели все элементы классного часа. Особое значение для воспитания в детях добра имела сценка «Две дороги». Ребята дали свою оценку себялюбивому герою и высказали мнение о его поступке. Эстетическое оформление мероприятия также является воспитывающим моментом, потому что перед ребятами были красочно написаны на плакатах пословицы о добре и дружбе. Показ видеосюжета об одноклассниках, увлечённых разными внеклассными кружками, оживил внимание шестиклассников и заставил детей по-новому взглянуть на своих товарищей.
В конце мероприятия прозвучала «Молитва о встрече», которая подвела детей к выводу, что:
… Я - это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг
друга -, то это прекрасно!
|